Всемирный день свободы печати ежегодно отмечается 3 мая с момента его провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. В связи с этой датой организация «Репортеры без границ» (РБГ) публикует Всемирный индекс свободы прессы, оценивающий международное положение дел по данному вопросу. В этом году по данным индекса место России – 148 среди 180 стран – осталось неизменным по сравнению с прошлым годом.

Открытое письмо Владимиру Путину

В прошлом месяце РБГ опубликовала открытое письмо президенту России Владимиру Путину, в котором пояснила, в каких сферах, на взгляд данной неправительственной организации, необходимы изменения в отношении свободы печати в России. В начале письма РБГ подчеркнула серьезность данного вопроса, указав, что «ситуация не была настолько плоха, как сегодня, со времен развала Советского Союза».

Карта рейтинга Всемирного индекса свободы прессы,

Какие же факторы привели к столь низкому рейтингу свободы печати в России? И как эти факторы связаны с прокремлевской дезинформационной кампанией, мишенью которой становятся другие государства и общества, а также российское общество?

Политковская и другие жертвы насилия

РБГ отмечает, что «с 2000 года в России были убиты, по меньшей мере, 34 специалиста из сферы СМИ в связи с их работой», и «в большинстве таких случаев расследования ни к чему не привели, а заказчиков убийств так и не обнаружили». РБГ обращает особое внимание на «Новую газету», пять журналистов которой были убиты, а само издание «по-прежнему получает угрозы в свой адрес». Одной из журналисток, заплатившей жизнью за свою профессиональную работу, была Анна Политковская, которую наемный убийца застрелил 7 октября 2006 года. Ни один российский суд так и не выяснил, кто заказал это убийство. РБГ также подчеркивает, что «по меньшей мере, пятеро журналистов и двое блоггеров, в настоящий момент, арестованы за свои репортажи».

Дискредитация журналистов и их профессии

В России, помимо преследования и физических нападений на журналистов, под давлением находится и их профессия – ее дискредитируют и притесняют безжалостные законы. РБГ особо отмечает законы: против клеветы, о противодействии экстремистской деятельности, об «оскорблении чувств верующих», а также тот факт, что «широкая и расплывчатая формулировка позволяет использовать их избирательно и самовольно». Ссылаясь на печально известный российский закон об иностранных агентах, РБГ выражает озабоченность тем, что «криминализация гражданского общества не пощадила неправительственные организации, которые поддерживают и защищают свободу печати».

В целом, по описанию РБГ, в сфере средств массовой информации господствуют прокремлевские телеканалы, которые «выдают пропаганду, разжигающую ненависть и паранойю по отношению к гражданскому обществу, и ослабляют стандарты журналистики». Иными словами, подрывается сама идея независимой журналистики, когда журналисты прокремлевских телеканалов действуют исключительно как создатели пропаганды, в то время как независимые журналисты все время оказываются под подозрением, что якобы работают в качестве «иностранных агентов», т.е. в интересах иностранных правительств.

Политическое давление на владельцев медиакомпаний

РБГ ссылается на два случая, когда владельцы частных медиакомпаний уволили главных редакторов в результате политического давления. Один из таких случаев – портал Lenta.ru, главного редактора которого, Галину Тимченко, уволили после освещения военных действий России в Украине. Также было обращено внимание на случай РБК, главных редакторов которого уволили после того, как была обнародована связь Кремля с лицами, чьи имена оказались в «панамских документах». Вместо того, чтобы публично потребовать наказания для журналистов, российские власти надавили на владельца РБК, начав проверку других принадлежащих ему компаний. Стоит отметить, что оба СМИ, о которых идет речь, стали крайне успешными – тот случай, когда в условиях нормального медиарынка владельцы вряд ли стали бы увольнять руководителей высшего уровня.

Галину Тимченко, главного редактора Lenta.ru, уволили за освещение военных действий России в Украине. Позже она открыла основала СМИ Meduza в Риге совместно с членами своей бывшей команды из Lenta.ru. Фото: Wikimedia Commons

Иными словами, российские власти подвергают журналистику цензуре, наказывая частных владельцев, если их СМИ не придерживаются пропагандистского курса и переступают границы дозволенного, установленные властями. Каким образом частные российские СМИ должны узнавать об этих границах?

«Темники» – инструкции из Кремля

Российские власти создали систему, в рамках которой главных редакторов и журналистов приглашают на еженедельные собрания с высшим руководством администрации президента России. На таких собраниях СМИ получают инструкции на следующую неделю. Им объясняют, каким должен быть курс следующей недели, какие темы стоит и не стоит освещать, кого надо упомянуть в положительном ключе, кого – в отрицательном, а кого не стоит упоминать вовсе.

Такие «брифинги» обычно проводят в виде устных указаний, которые просачиваются с собраний в Кремле в редакции новостей, где журналисты пишут  материалы, соответствующие данному курсу.  В жаргоне российских журналистов такие инструкции называют словом «темник». В редких случаях появляются письменные версии таких инструкций, например, благодаря осведомителям внутри российских СМИ. Данные инструкции упрощают жизнь редакторов, которые не хотят подвергать опасности СМИ, которыми управляют: они знают, где находятся постоянно меняющиеся границы дозволенного.

Тем не менее, такая «умная» система правительственного контроля сама по себе является частью общей кампании, итоговая цель которой – не контроль за СМИ и сокращение пространства для свободной и независимой журналистики. Цель прокремлевских СМИ и коммуникационной стратегии – запутать и запугать российскую и международную аудитории, заставить нас потерять веру в основные демократические ценности, такие как свобода прессы, и распространить среди внутренней аудитории убежденность в том, что на Россию нападают враги, действующие внутри страны и за ее пределами.

Фото: Wikimedia Commons


поделиться