В конце 2022 года главный раввин Москвы, ныне находящийся в изгнании, сделал примечательное заявление, призвав российских евреев покинуть страну, пока это еще возможно, прежде чем их обвинят во всех трудностях, вызванных войной России в Украине.

Несмотря на непрекращающиеся попытки Кремля позиционировать Россию как главный двигатель борьбы с нацизмом, как сегодня, так и на протяжении всей истории прокремлевские СМИ регулярно распространяют антисемитские нарративы. Многие из них берут свое начало в российских национал-консервативных и религиозных кругах. Российские власти если и не поддержали эти нарративы, то как минимум отнеслись к ним снисходительно, в результате чего они и попали в прокремлевские СМИ.

EUvsDisinfo собрали немало примеров антисемитских прокремлевских дезинформационных сообщений, в том числе случаи, когда российское государственное телевидение открыто эксплуатировало антисемитские теории заговора, транслируя антисемитские заявления российских политиков и экспертов, а также предложения отказаться от «еврейского табу».

Антисемитизм, замаскированный под теории заговора с участием конкретных людей

Согласно исследованию, проведенному в 2020 году Исследовательским институтом сетевого заражения, конспирологические истории о евреях часто маскируются под теории заговора с участием конкретных людей, например Джорджа Сороса. Эту тенденцию мы и наблюдаем в прокремлевских СМИ. База данных EUvsDisinfo содержит более 200 записей, документирующих дезинформационные заявления, в которых Джорджа Сороса обвиняют во всякого рода злых умыслах: от контроля над украинскими лидерами до глобальных схем торговли людьми.

Еще одним недавним примером является мем с явно антисемитскими намеками, высмеивающий президента Украины Зеленского, который опубликовал официальный Twitter-аккаунт посольства России в Великобритании. Американский еврейский комитет осудил мем, указав, что он перекликается с древней антисемитской пропагандой, унижающей евреев с помощью выдуманных стереотипов в отношении черт лица.

Но если в прошлом российские власти скорее относились к антисемитской риторике снисходительно, а не использовали ее как эффективный элемент пропаганды[i], ситуация заметно изменилась после того, как Россия начала полномасштабное вторжение в Украину.

По словам находящегося в изгнании главного раввина Москвы, в России растет правительственный антисемитизм, что сопровождается попытками закрыть Еврейское агентство. Между тем, риторика на российских государственных телеканалах свидетельствует о том, что прокремлевские эксперты и чиновники все больше привыкают к антисемитизму.

Искажение фактов о Холокосте — форма антисемитизма

Один из самых вопиющих примеров антисемитской риторики имел место в мае 2022 года, когда в явной попытке очернить президента Украины Зеленского министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в Гитлере была «еврейская кровь» и что «самые ярые антисемиты обычно евреи». Хотя, как сообщается, позже Путин принес извинения за утверждения Лаврова, это было не первое и не последнее антисемитское заявление со стороны высокопоставленного российского дипломата.

В январе 2023 года на своей ежегодной пресс-конференции Лавров заявил, что Запад ведет войну против России с целью навязать «окончательное решение русского вопроса», тем самым проводя параллели между преступлениями немецких нацистов и международной поддержкой Украины, защищающейся от российской агрессии.

Когда это заявление вызвало резкую критику на международном уровне и в странах ЕС, российские государственные СМИ, воодушевленные высказываниями Лаврова, добавили, что шесть миллионов евреев были убиты европейцами во главе с Адольфом Гитлером.

Подобные заявления искажают факты, тривиализируют трагедию Холокоста и являются проявлением антисемитизма.

Вопрос в том, почему прокремлевские эксперты все больше привыкают к подобной риторике?

Военная пропаганда открывает шлюзы

По словам профессора Иегуды Бауэра, почетного председателя Международного альянса памяти жертв Холокоста, искажение фактов о Холокосте связано с искажением истории в целом.

Кремль уже давно использует исторический ревизионизм как инструмент формирования легитимности в собственной стране и выстраивания линии поведения при взаимодействии с представителями других стран. В этом контексте Кремль упорно преуменьшает значение своего союза с нацистской Германией, называя печально известный пакт Молотова — Риббентропа необходимостью, которую сейчас несправедливо «демонизируют» в Европе.

Только отрицание своего соучастия в подпитке военной машины нацистской Германии позволило Кремлю распространять миф о «нацистах в Украине», который стал краеугольным камнем кремлевской пропаганды с момента событий Евромайдана в 2013–2014 гг. Кремль стремился дискредитировать проевропейские протесты в Киеве, а затем и более широкий прозападный сдвиг во внешней политике Украины, назвав его «нацистским переворотом». База данных EUvsDisinfo содержит около 500 примеров прокремлевских дезинформационных заявлений о «нацизме/фашизме в Украине».

Попытки Кремля оправдать вторжение в Украину, приравняв ее правительство к нацистскому режиму, тривиализируют память о миллионах жертв нацизма. По мнению историков из университетов Берлина и Мюнхена, этот нарратив также послужил готовым оправданием для эскалации насилия до уровня Второй мировой войны и снизил сопротивляемость общества совершению военных преступлений на территории Украины.

В то же время императивы военной пропаганды внутри самой России стерли любые границы приемлемого на российском телевидении. В сочетании с почти полным подавлением и изгнанием независимых СМИ и гражданского общества военная пропаганда создала среду, в которой антисемитские заявления и теории заговора не просто считаются допустимыми, но даже поощряются и практически стали нормой.

Не желая признавать свое сложное прошлое, Кремль продолжает «искажать» историю, замалчивая такие вопросы, как случаи антисемитизма в прошлом (см. пример здесь) и, следовательно, в настоящем.

[i] Исследование, проведенное Исследовательским институтом сетевого заражения, показало, что российские тролли распространяли конспирологические антиеврейские мемы как средство «установки связи» и разжигания антисемитских настроений в экстремистских группах как левого, так и правого политического спектра. Другими словами, антисемитские нарративы имеют четкое функциональное назначение.