В эпоху растущего технологического прогресса и распространения Интернета в странах Субсахарской Африки Россия воспользовалась шансом наводнить африканский информационный ландшафт обманчивыми нарративами. Эти нарративы отхватывают различные сферы — начиная со здравоохранения и заканчивая безопасностью — и реализуются при помощи огромного количества рычагов онлайн-манипуляций, что является частью более масштабных усилий России по манипулированию внешней информацией и вмешательству (FIMI) с целью продвигать свою внешнюю политику.

За последние пять лет в ряде африканских стран Россия культивировала экосистему дезинформации, в которой сфабрикованная и непроверенная информация часто затмевает журналистику фактов и независимую журналистику. Помимо применения информационных манипуляций против Запада, эта коварная деятельность подрывает доверие к демократическим институтам и вызывает серьезные опасения по поводу безопасности местного населения.

Хотя Россия со своей индустрией манипулирования внешней информацией и вмешательства утверждает, что Кремль обладает уникальными возможностями для обеспечения безопасности и военной помощи нуждающимся странам, реальность рисует совершенно другую картину, которая характеризуется продолжающимся ухудшением безопасности и стабильности. Это не только подчеркивает неспособность России выполнить свои обязательства, но и четко иллюстрирует отсутствие подлинного намерения обеспечить заявленные безопасность и стабильность. Однако Россия намерена и дальше расширять свою вредоносную деятельность на африканском континенте.

Какова цель российского манипулирования внешней информацией и вмешательств в Африке?

Страны Субсахарской Африки, на которые нацелена Россия, имеют общие черты: огромные запасы природных ресурсов, нестабильные политические институты, серьезные проблемы с безопасностью и наследие колониальной истории, с которым приходится сталкиваться.

Россия преследует множество целей, инструментом достижения которых являются манипулирование внешней информацией и вмешательства в африканских странах.

Во-первых, Кремль стремится расширить свое экономическое и политическое влияние путем заключения выгодных коммерческих сделок, доступа к природным ресурсам и создания политических альянсов. Манипулируя местной информационной средой, Россия может формировать общественное мнение, поддерживать предпочтительных политических кандидатов и дестабилизировать правительства, которые действуют вразрез с ее интересами.

Во-вторых, манипулирование внешней информацией и вмешательства со стороны России являются ключевым компонентом более широкой стратегии, направленной на то, чтобы бросить вызов отношениям Запада со странами Субсахарской Африки. Россия, в частности, пытается сеять раздор, усиливать существующие недовольства и подрывать доверие к демократическим институтам. Подобная тактика четко согласуется с главной целью России — подорвать демократические нормы и консолидировать свое влияние на мировой арене.

В-третьих, политика манипулирования внешней информацией и вмешательства нацелена на оправдание хунт, пришедших к власти с помощью незаконных и жестоких военных действий, которые продолжают доводить до еще большей нищеты гражданское население, прибегая к жестокому обращению. И все это при поддержке группы «Вагнер». В итоге появляются более разделенные и хрупкие и менее безопасные африканские сообщества, а также сужается пространство для деятельности независимых СМИ.

Как работает российский аппарат по манипулированию внешней информацией и вмешательствам в странах Субсахарской Африки?

Для реализации своих амбиций Кремль задействовал указанный ниже обширный арсенал инструментов.

  • Создание локализованных версий ведущих федеральных российских СМИ, таких как Sputnik Afrique, RT Afrique и Afrique Média. Последний ресурс является одним из самых влиятельных франкоязычных источников новостей в регионе, через который распространяют значительную часть прокремлевской и провагнеровской дезинформации. Кроме того, Россия финансирует местные радиостанции, такие как Radio MaliBa FM в Мали, и газеты, такие как Ndjoni Sango в ЦАР, известные своей односторонней прокремлевской позицией.
  • Ассимиляция с панафриканским движением для максимального ознакомления местной аудитории с российскими нарративами через, например, пресловутых Натали Ямб по прозвищу «Дама из Сочи» или Кеми Себа, которые присутствовали на последнем российско-африканском саммите, проходившем в Санкт-Петербурге в июле 2023 года. От распространения антизападной риторики до восхваления наемников группы «Вагнер» — эти глашатаи также регулярно оправдывают войну России против Украины.
  • Расширение охвата аудитории обманчивым контентом в социальных сетях посредством создания и использования фейковых аккаунтов и сетей троллей на африканском, региональном или национальном уровне. Facebook выступает основной платформой для наполнения информационной среды прокремлевским эмоционально окрашенным и доказуемо ложным контентом.
  • Распространение ориентированного только на одну точку зрения контента с целью исказить восприятие событий, особенно во время протестов в Мали, Буркина-Фасо, Центральноафриканской Республике, Сенегале и Нигере. Среди примеров — сжигание флагов западных стран или протестующие, размахивающие флагами России или ЧВК «Вагнер».
  • Создание и распространение вводящих в заблуждение видеоматериалов, анимационных фильмов, кинематографических фильмов и кадров боевых действий, направленных на пропаганду лживого нарратива о том, что сотрудничество с ЧВК «Вагнер» является единственным способом обеспечить безопасность в Африке, и очернение Запада.