Один из наших предыдущих анализов касался советизации белорусских школ, большинство которых недавно были переименованы в честь советских героев. Эта тенденция возникла на фоне еще более тревожных событий в белорусской системе образования: подталкивания несовершеннолетних к военной деятельности и идеологическая обработка с развитием паранойи.

Совдеповское «военно-патриотическое воспитание» в школах

В сентябре 2021 года, параллельно с ужесточением репрессий, режим учредил в белорусских школах новую преподавательскую должность: кураторов «военно-патриотического воспитания». Эти должности, часто занимаемые кадровыми офицерами в отставке, напоминают допризывную подготовку в школах, которая имела место в советское время. По сообщениям, к марту 2023 года такие кураторы работали в 93 процентах средних школ и 52 процентах колледжей.

Выступая на национальном семинаре, заместитель министра образования Александр Кадлубай назвал лиц, нанятых на должности кураторов, «проводниками государственной идеологии» и описал привитие патриотического воспитания как «важнейшее и чрезвычайно острое направление».

В апреле 2023 года министр образования Андрей Иванец также призвал сделать субботы днями «патриотического воспитания» и «исторического наследия» в школах. На уроках истории белорусские школы сейчас сосредоточены на периодах Советского Союза и Российской империи. Путин в Москве должен быть в восторге от того, что историческая идеологическая обработка в Беларуси является копией его собственного проекта.

Новый школьный курс для перевода допросов потенциальных англоговорящих военнопленных

В январе 2024 года Министерство образования Беларуси опубликовало учебную программу «Военный перевод» — новый факультатив для учащихся десятых и одиннадцатых классов. Он состоит из 69 учебных часов в рамках предмета «Английский язык». Помимо других желаемых результатов этот курс оценивает способность учащихся переводить «разговоры или допросы военнопленных» и «определять звания и категории военнослужащих армий США и Великобритании, исходя из знаков различия».

Хотя риторика 30-летнего режима Лукашенко всегда была враждебной по отношению к Западу, одержимость конфронтацией с США, Великобританией и так называемыми «англосаксами» — недавняя тенденция, повторяющая распространенные в российских государственных и прокремлевских СМИ нарративы.

Власти часто основывают управляемое государством идеологическое «воспитание» детей в Беларуси на антизападных и антимодерных настроениях. Недавно государственные пропагандисты обрушились на мероприятия, связанные с Хэллоуином, усмотрев в них «злостные западные проявления». В одной из регулярных программ «Воскресная проповедь» на государственном телеканале православный священник раскритиковал современные игрушки и похвалил возвращение к «историческим традициям славянских игрушек» как средству защиты детей от бездуховности. «Современная игровая цивилизация по сути своей — проявление неоязычества, в центре которого стоит обожествление всяческих кумиров и собственных страстей», — сказал ведущий. Ранее он утверждал, что конструкторы Lego [датский бренд игрушек, стимулирующий творческое развитие детей] провоцируют всплески агрессии у детей.

«Военно-патриотические клубы» для детей

Помимо школьных занятий по «военно-патриотическому воспитанию», с 2022 года часть школьников все активнее привлекается к участию в более обширной идеологической и военной подготовке через так называемые «военно-патриотические клубы». Первый такой клуб появился в октябре 2021 года, за несколько месяцев до того, как в мае 2022 года Лукашенко подписал указ, регулирующий создание и функционирование таких учреждений.

Эти клубы приписаны к подразделениям внутренних войск, армии и других силовых структур или МЧС, осуществляющим надзор за ними. На сегодняшний день функционирует более 54 клубов, в которых свыше 3000 детей учатся стрелять, оказывать первую медицинскую помощь, бороться врукопашную и даже бросать бутафорскую ручную гранату в танк после того, как он переедет через окоп.

В январе 2023 года в хвалебном репортаже телеканала СТВ о трехдневных сборах одного из таких клубов говорилось: «Незабываемые впечатления, новые друзья и полезный опыт — вот что дети получают здесь за несколько дней».

Это очень похоже на организации ДОСААФ, существовавшие в Советском Союзе и возродившиеся в путинской России, где молодежь поощряют изучать базовые военные навыки, учиться дисциплине и демонстрировать любовь к вооруженным силам.

Скриншот из репортажа телеканала «Беларусь 1» о военных сборах для несовершеннолетних

В репортаже государственного телеканала в октябре 2022 года описывались итоги «патриотического воспитания» в первом таком белорусском «военно-патриотическом клубе». Он был посвящен первой годовщине существования клуба и показывал детей в военной форме, восхваляющих белорусского правителя и угрожающих его политическим оппонентам. Среди лозунгов, которые они произносили или выкрикивали на камеру, были: «Наш президент — лучший», «Враг не пройдет», «Товарищ президент, мы не подведем», «Не надейтесь, змагары» и тому подобное. «Змагары» («борцы» на белорусском) — уничижительное клеймо, которое государственная пропаганда использует для описания политических оппонентов Лукашенко и белорусов с продемократическими взглядами.

Скриншот из репортажа телеканала СТВ об одном из «патриотических клубов» города Молодечно

Государственные пропагандисты даже высказывали идею принудительного изъятия детей из семей политических диссидентов и помещения их в «патриотические клубы». В мае 2023 года один из них написал в своем Telegram-канале: «Дети священнослужителей и сотрудников силовых ведомств — самая прочная социальная база нашего государства. Поэтому идею с воспитанием социальных сирот, а к этой категории действительно можно отнести и детей политических экстремистов («змагаров») — в монастырях и военно-патриотических клубах считаю продуктивной».

«Военно-патриотические» школьные группы

Помимо десятков «патриотических клубов», закрепленных за подразделениями вооруженных сил и силовых структур, за последние два года в школах стремительно растет количество «военно-патриотических» групп. Военные или представители различных силовых ведомств периодически курируют состоящих в них детей. В начале 2022–2023 учебного года в школах функционировало около 80 «патриотических групп». К весне 2023 года их количество увеличилось в 10 раз. В октябре 2023 года министр образования Андрей Иванец призвал к концу 2023–2024 учебного года создать «военно-патриотические» группы в каждой школе.

Скриншот из репортажа телеканала СТВ об открытии «военно-патриотической» группы в средней школе Минска

Государственные СМИ также цитировали слова министра Иванца о том, что молодежь должна «осознавать свой долг любить и защищать Родину». Государственный аппарат стремится выяснить, насколько серьезно молодые люди относятся к этому долгу. В марте 2023 года белорусские независимые СМИ сообщили, что власти города Бреста обязали студентов колледжей пройти опрос «Готовность защищать интересы Отечества». Из десяти вопросов некоторые были связаны с войной. Они касались того, готовы ли подростки совершить героический поступок «за Родину» и «встать на защиту Родины в случае нападения».

Никита Рачиловский, председатель государственной молодежной организации «Молодежный парламент», ориентированной на привлечение людей в возрасте 18–30 лет, показал риторический пример другим сторонникам режима. В 2023 году в интервью одному из основных государственных пропагандистов он сказал: «Если надо, за своего президента я готов умереть. И мои ребята тоже».

«Патриотические центры» в детских садах

Планы чиновников по милитаризации детей в Беларуси на этом не заканчиваются. В апреле 2023 года государственные СМИ освещали визит главы верхней палаты белорусского парламента и соратницы Лукашенко Натальи Кочановой в «патриотический центр» детского сада в небольшом белорусском городке. Кочанова похвалила эту идею, сказав: «Очень правильное решение. Патриотическое воспитание нужно начинать именно с раннего, дошкольного возраста. И хотя кто-то говорит, что в 3−4 года еще рано, а я считаю: не рано».

В рамках так называемых «патриотических мероприятий» представители прокуратуры периодически посещают детские сады, где информируют детей о ходе расследования «Геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» [1941–1945 гг.]. Время начала этого расследования (2020–2021 годы) позволяет предположить, что оно также имело целью отвлечь внимание от народных протестов. Их использовали в пропагандистской попытке приравнять политических оппонентов Лукашенко к нацистским преступникам.

Детские военные лагеря, «приближенные к боевым условиям»

За последние годы власти организовали множество летних «военно-патриотических» лагерей для молодежи. К середине 2022 года функционировало около 150 таких лагерей. Год спустя Минобразования Беларуси могло похвастаться наличием 736 военно-патриотических лагерей для почти 27 тысяч детей летом 2023 года; в стране работало 2200 кураторов «военно-патриотического воспитания», а школам был передан 191 мультимедийный тир. Также было выдано тысячи противогазов, костюмов химзащиты и другого повседневного военного снаряжения, чтобы сделать их регулярной частью подготовки.

В октябре 2023 года администрация Витебской области Беларуси объявила о планах создать «военно-патриотические лагеря» для детей в каждом из 21 района. «Наша задача заключается в том, чтобы в каждом районе совместно с силовыми структурами действовал минимум один лагерь [для детей]. По возможности, чтобы это были круглосуточные лагеря. Когда дети находятся в обстановке, приближенной к полевым боевым условиям, с офицерами, их это воспитывает», — сказал председатель областного управления образования Дмитрий Хома.

Брестская область озвучила аналогичные грандиозные планы на 2024 год, не оставляя сомнений в том, что в ближайшее время такие детские военные лагеря, скорее всего, будут созданы в каждом из 118 районов Беларуси.

Скриншот из репортажа телеканала «Беларусь 1» об одном из «военно-патриотических» клубов

Лукашенко: делай как я!

Чтобы подтвердить, что военная подготовка несовершеннолетних — это нормально, Лукашенко рассказал о своей семье. В октябре 2022 года, осматривая военную базу, он сказал: «Каждый должен уметь воевать, каждый должен уметь стрелять! У меня и в семье такой подход, несмотря на то что я президент. Мои дети все военные, и даже меньший. Они готовятся себя защитить, и не только себя! Страну надо защищать!»

23 августа, в период летних протестов 2020 года, Лукашенко и его тогда еще 15-летний сын Николай, вооруженные автоматами, осмотрели территорию вокруг президентского дворца в Минске, делая вид, что готовы противостоять мирным белорусским протестующим.

Включение паранойи в школьную программу

Таким образом, «патриотическое воспитание», навязываемое в последнее время белорусским детям, приравнивает родину к режиму Лукашенко и стремится научить несовершеннолетних самоотверженно защищать его как от гипотетического внешнего вторжения, так и от законных внутренних оппонентов.