«EP Today» — новостной сайт, который нацелен на лиц, принимающих решения в ЕС, и при этом заимствует практически 99% своих статей, большинство с сайта Russia Today (RT), вводя общественность в заблуждение относительно происхождения.

«EP Today» (сокращение от European Parliament Today, т. е. «Европейский парламент сегодня») — это самопровозглашенный «ежемесячный новостной ресурс для Европейского парламента». Конечно же, благодаря названию, включающему в себя наименование одного из крупнейших учреждений Европейского Союза, вкупе с курсивным логотипом в виде кольца из 12 звезд на синем фоне, у вас может сложиться впечатление, что это серьезное СМИ. А наличие 145 000 подписчиков на Facebook и публикация в среднем 25 материалов в день довершит образ признанного, влиятельного и информированного участника политической жизни ЕС.

За исключением того факта, что «EP Today» использует название Европейского парламента с целью ввести читателей в заблуждение, без какого-либо юридического разрешения.

Веб-сайт, страница в Facebook и аккаунт в Twitter позволяют предположить, что «EP Today» имеет какое-то отношение к Европейскому парламенту, а это совсем не так. В сентябре этого года Европейский парламент связался с «EP Today» по поводу несанкционированного использования названия учреждения и предложил пути урегулирования ситуации с целью прекращения введения общественности в заблуждение.

На странице с информацией о сайте «EP Today» сообщает, что он «предназначен только для депутатов Европейского парламента, чтобы дать им возможность писать статьи о проблемах, которые, по их мнению, являются важными в настоящее время и требуют внимания всех их коллег и других политических деятелей».

Тем не менее, более 99% материалов, появляющихся на сайте eptoday.com, вовсе не являются плодами труда создателей «EP Today». С 24 октября 2018 года 47% материалов являются дословными копиями материалов с сайта RT.com. Зачастую вся домашняя страница сайта заполнена точными копиями статей RT. Одна и та же статья может даже несколько раз отображаться на одной странице.

Мы проанализировали все доступные 17 697 материалов, опубликованных на сайте eptoday.com в разделе «Новости». Это объем данных за период более 2 лет, с 6 апреля 2017 года по 23 августа 2019 года. Среди всех опубликованных за этот период материалов мы обнаружили только 25 сообщений депутатов Европейского парламента или других лиц, принимающих решения, по ряду различных вопросов. Это всего лишь 0,14%. «EP Today» явно предназначен не «только для депутатов Европейского Парламента».

График ежедневной публикации материалов ​​на сайте eptoday.com. Объем публикаций до 24 октября 2018 года свидетельствует о высоком уровне автоматизации (максимум 30 или 50 материалов в день).

Похоже на то, что данный сайт на самом деле представляет собой платформу для лоббирования интересов, представленную как серьезное СМИ, целевой аудиторией которого являются лица, принимающие решения в ЕС. Концепция проста: сайт «EP Today» предлагает воздействие на читателя (или иллюзию подобного воздействия) в обмен на его внимание.

Чтобы предлагать подобное воздействие, сайт должен выглядеть как серьезное новостное издание, регулярно предоставляющее релевантный контент, который привлекает большое количество читателей. Если учесть тот факт, что «основной персонал ресурса «EP Today» находится в Брюсселе», при том, что в качестве контакта в Брюсселе указан только адрес электронной почты, ни у одного из редакторов сайта нет профиля в LinkedIn или Twitter, а все 4 администратора страницы в Facebook находятся в Индии, этому сайту весьма сложно обеспечить публикацию достаточного количества релевантного контента, чтобы выглядеть привлекательным для лиц, принимающими решения. Ответом на вопрос о том, как казаться крупным и активным сайтом, совсем не похожим на лоббистскую группу, опубликовавшую всего один материал, является синдикация контента.

Синдикация контента делает контент с одного сайта доступным для других сайтов. Википедия объясняет стоящую за этим явлением мотивацию следующим образом: сайты, которые публикуют контент других страниц (подписанные сайты), становятся более интересными для читателей, в то время как сайты, предоставляющие контент для повторной публикации (сайты-поставщики), получают существенную выгоду от бесплатной рекламы.

С 24 октября 2018 года «EP Today» использует большое количество источников для автоматической публикации контента на своем сайте. До 24 октября синдикация действовала только с сайтом «Голос Америки» (Voice of America, VOA), затем была добавлена синдикация с сайтом RT.com и различными новостными источниками из ЕС.

До 24 октября 2018 года сайт «EP Today» эксклюзивно синдицировал с сайтом «Голос Америки» (VOA). До 50 материалов в день автоматически публиковалось на страницах сайта «EP Today», то есть более чем 99% контента поступало с сайта «Голос Америки» (VOA). Почему же в 2018 году был выполнен переход с одного синдицированного сайта на другие СМИ, и почему были выбраны именно они?

Одна из причин может заключаться в том, что сайт RT.com, находящийся на 299-ом месте в глобальном рейтинге Alexa, имеет более широкую читательскую аудиторию на международном уровне, чем сайт voanews.com, который в глобальном рейтинге Alexa в настоящее время занимает 2831-е место. Однако существует большое количество других новостных агентств с более высокими местами в рейтинге, которые могли бы быть более значимыми для аудитории ЕС, на которую ориентируется «EP Today».

Оба сайта, «Голос Америки» и «Russia Today», предоставляют весьма вольные условия использования, явно разрешающие повторное использование их контента на других сайтах. В то время как сайт bbc.com, находящийся в глобальном рейтинге на 81-м месте, например, в каждом отдельном случае требует разрешение на использование своего контента, контент сайта «Голос Америки» находится в свободном доступе, что позволяет без проблем использовать его повторно (исключение составляют только материалы созданные другими авторами, которые не являются сотрудниками редакции «Голоса Америки»). Сайт RT.com не только не останавливается на этом, но даже «поощряет бесплатное повторное использование своих материалов в некоммерческих целях» при условии сохранения ссылки на исходную страницу. Сайт «Голос Америки» требует всего лишь того, чтобы подписанные сайты указывали обладателя авторских прав.

Социальным медиа нет дела до ваших авторских прав

«EP Today» имеет как минимум один аккаунт в Twitter с почти 6000 подписчиков и страницу в Facebook с 145 000 подписчиков.

Ниже указан точный момент до и после перехода с материалов «Голоса Америки» на RT в профиле «EP Today» в Twitter. Без каких-либо объявлений или соблюдения требований к информационной открытости в учетной записи Twitter внезапно начинают публиковаться сообщения с сайта RT. По иронии судьбы это случается во время обсуждения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Последний синдицированный материал «Голоса Америки», опубликованный пользователем @eptoday, содержит точки зрения противоборствующих сторон, в то время как первый материал RT уже явно осуждает Соединенные Штаты за стремление к мировому господству. Удивительная смена тона и точки зрения!

Для 6000 подписчиков этот переход остался незаметным, так как Twitter не отображает первоначальный источник информации, а только сайт, повторно опубликовавший у себя данный материал: eptoday.com.

Мы видели подобное этому «отмывание информации» в отношении контента RT в СШАГермании и Беларуси. Результат (а иногда и цель) подобных действий всегда заключается в том, чтобы ввести читателя в заблуждение.