Read this article in English

Независимые российские журналисты продолжают призывать к ответу подконтрольные властям СМИ за то, как они представляют пандемию коронавируса российской аудитории.

На прошлой неделе внимание двух таких независимых СМИ, The Insider и телеканала «Дождь», привлекли заявления одного из ведущих российских ученых во время транслируемого интервью.

«Колоссальный вариант управления миром»

В интервью, транслировавшемся 6 апреля на телеканале «Россия 1», российский ученый и президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук предположил, что коронавирус был разработан в США для захвата мирового господства.

Ковальчук, который выступал как глава исследовательского центра, сначала пояснил свое понимание мирового порядка после холодной войны, в котором разпад Советского Союза, по его словам, привел к той нестабильности, из-за которой вероятна мировая война; но поскольку такая война приведет к опустошительным разрушениям всего мира при помощи ядерного оружия, он заявил, что США нужна компенсация:

«Я сейчас не хочу вдаваться в детали того, что вирус этот естественный, искусственный. Я хочу только сказать одну вещь: вот вы начали с того, что есть оружие ядерное, было и есть оружие химическое, которое запретили, и было и есть оружие бактериологическое. И сегодня наука развита так, что сконструировать вирус, любую вообще биологическую систему в компьютере нет вопроса […] Один этот вирус, которого никто не видел, полностью остановил мировую систему. Всю. А это что означает? Появился колоссальный совершенно вариант управления миром».

Ведущий программы Владимир Соловьев начал почти получасовое интервью заявлением, которое придало всему интервью определенную возможность для отрицания:

«В научном мире продолжаются дискуссии, может ли коронавирус быть искусственно созданным, или это естественная природная мутация, на которую на генетическом уровне никто не влиял? В России не нашли оснований считать, что COVID-19 создан искусственно, как заявил сегодня министр здравоохранения Мурашко, но в любом случае уже очевидно, что если один вирус может посадить планету на карантин, значит мы не контролируем ситуацию».

Ведущий не часто прерывал порой несколько бессвязную речь интервьюируемого, задав лишь пару вопросов за все 28-минутное интервью.

Владимир Соловьев, у которого есть вид на жительство в Италии, ведет собственную программу на канале «Россия 1». Он уже использовал свое эфирное время для того, чтобы терроризировать независимых журналистов. Перейдите по этой ссылке, чтобы увидеть примеры дезинформации, звучавшей в программе Соловьева.

Иными словами, в программе была создана путаница, в которой конспирологии ученого позволили доминировать – прикрывшись фиговым листочком сомнения, а именно ссылкой ведущего на заявление министра здравоохранения РФ.

Реакция The Insider и телеканала «Дождь»

И The Insider, и телеканал «Дождь» – независимые российские СМИ, чье освещение включает постоянную проверку достоверности информации и разоблачение подконтрольных властям СМИ – The Insider ведет проект «Антифейк», а  телеканал «Дождь» – еженедельную программу «Fake News».

Фактчекеры The Insider оспорили заявление программы телеканала «Россия 1» в статье под заголовком «Президент Курчатовского института и друг Путина Ковальчук связал COVID-19 с желанием США управлять планетой».

Кроме разоблачения теории заговора касательно COVID-19 как вероятных козней Америки, опубликованная The Insider статья ставит под сомнение и другие заявления, сделанные российским ученым в поддержку теории заговора. Одно из них – что «во всем мире идет процесс сокращения народонаселения» – было опровергнуто данными, что с 1974 года до 2019 года население планеты выросло с 4 миллиардов до 7,7 миллиардов.

Роман Доброхотов, главный редактор The Insider. Читайте интервью, взятое у него EUvsDisinfo: «Кремль говорит об «информационной войне», чтобы оправдать дезинформацию».

Телеканал «Дождь» отреагировал на интервью с юмором, выделив некоторые особо гротескные, сделанные в нем заявления.

В то же время «Дождь» показал примеры того, как тот же ученый ранее делал подобные нескладные публичные заявления. Например, он утверждал, что мировая элита создала генетически измененный вид homo sapiens специально для служения своим интересам.

И, наконец, телеканал «Дождь» подчеркнул, насколько серьезен этот случай, рассказав о семейных связях господина Ковальчука, его якобы близком знакомстве с президентом России, и о той роли, которую ему позволили играть в том, что телеканал «Дождь» считает деятельностью по подрыву научных организаций РФ.

Российские журналисты оказывают сопротивление

В EUvsDisinfo уже рассказывалось, как манипуляции касательно COVID-19 в прокремлевских СМИ поставлены под сомнение благодаря усилиям российских журналистов, особенно The Insider, телеканала «Дождь» и Русской службы Би-би-си.

Кроме того, в EuvsDisinfo было опубликовано интервью с шестью российскими журналистами и экспертами, в котором они высказали свое мнение касательно того, как прокремлевские СМИ освещают тему COVID-19.

До начала пандемии в EUvsDisinfo была опубликована серия интервью с независимыми российскими журналистами об их оценке прокремлевской дезинформации; эта серия включает интервью с Марией Борзуновой, одной из ведущих программы «Fake News» на телеканале «Дождь», и с Романом Доброхотовым, главным редактором The Insider.

Мария Борзунова разоблачает дезинформацию, ведет вместе с коллегой еженедельную программу «Fake News» на независимом телеканале «Дождь». Читайте интервью от EUvsDisinfo: «Пропаганда отвлекает аудиторию от реальных проблем».

Вещание в России и за ее пределами

Программа, в которой прозвучали эти заявления, называется «Вечер с Владимиром Соловьевым», это второе по популярности ток-шоу, если верить ведущей российской компании по медиаисследованиям «Mediascope». Также по данным «Mediascope» интервью господина Ковальчука от 6 апреля посмотрели более 400 000 человек в одной только Москве.

Телеканал «Россия 1» и его напарник, телеканал «Россия 24», входят в состав федерального медиа-гиганта ВГТРК. Заместитель генерального директора ВГТРК – Дмитрий Киселев, против которого применены санкции ЕС. Перейдите по этой ссылке и увидите 445 примеров дезинформации (по состоянию на 15 апреля 2020 года), которые появились в эфире телеканалов «Россия 1» и «Россия 24» и были загружены в публичную базу данных EUvsDisinfo.

Оба телеканала «Россия» вещают как на территории России, как и за ее пределами через спутниковую связи и в кабельных пакетах под названием «РТР Планета». По данным с веб-сайта самой сети, ее аудитория за пределами России составляет более 30 миллионов человек по всему миру.

Изображение вверху: Скриншот канала «Россия 1», использованный The Insider.