Read this article in English

Сенсационный репортаж с трясущимся видеорядом, сделанным съемочной группой, преследующей двух человек — вот как подконтрольный государству беларуский телеканал «ОНТ» решил «проинформировать» свою аудиторию о том, что беларуские власти высылают двух британских дипломатов.

«По данным правоохранительных органов, эти люди собирали информацию о внутриполитической ситуации в Беларуси и о ходе протестов. […] дипломаты с мая этого года не раз встречались с представителями оппозиционных и общественных правозащитных организаций, а также неправительственных структур», – вот список «грехов» дипломатов, приведенный беларускими журналистами. Официальный представитель МИД Беларуси добавил, что подобная деятельность является «несовместимой со статусом дипломатического агента».

Объявление британских дипломатов персонами нон грата за выполнение своих обязанностей в рамках международных договоров — лишь очередной пример возрастающей паранойи, демонстрируемой беларуским режимом. В октябре беларуские власти потребовали, чтобы Литва и Польша сократили дипломатический контингент в стране. В знак солидарности некоторые европейские страны отозвали своих послов из Беларуси.

Но этот последний инцидент с британскими дипломатами выделяется, поскольку на сей раз подконтрольные властям СМИ использовались как средство нападок и очернения дипломатов. Беларуское телевидение не только якобы преследовало двух британских дипломатов по улицам Минска (личности преследуемых в репортаже невозможно подтвердить независимой экспертизой), но и заявило, что один из них будто был замечен «в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке и Украине, причем тоже в гуще событий». Такие заявления полностью соответствуют дезинформационным материалам, распространяемым прокремлевскими и беларускими государственными СМИ, в которых навязывается мысль, что незатихающие протесты и оппозиция в Беларуси «управляются из-за границы». И все это является составляющей большего зловещего заговора по созданию нестабильности в Беларуси, а если посмотреть еще шире, то вдоль границ России.

Это также не единичный случай нападок дезинформационных СМИ на Британию в Беларуси: Великобритания совместно с Польшей, странами Балтии и США изображаются подстрекателями к беспорядкам в стране. И еще до начала протестов Британия навлекла на себя гнев прокремлевских СМИ, работающих в Беларуси, которые обвинили посольство Великобритании в популяризации политики геноцида и саморазрушения среди ничего не подозревающих беларусов.

Учась у лучших

Как EUvsDisinfo сообщал ранее, ряд журналистов беларуского государственного телевидения вскоре после начала протестов против Лукашенко заменили «специалисты» из России. Похоже, что вследствие этого подконтрольное властям беларуское телевидение не только унифицировало нарративы с российскими подконтрольными властям СМИ, но и переняло их тактику.

В 2017 году находящийся в собственности «Газпрома» канал НТВ набросился на российских правозащитников и западных дипломатов, используя негласно выполненные видео- и аудиозаписи, для того, чтобы дискредитировать российских активистов, представив их марионетками Запада. Через два года в эфир вышел «документальный фильм», в котором при помощи подобной пропагандистской тактики НТВ очернял российские НПО и представителей стран Запада, тем самым закрепив за собой репутацию одного из самых агрессивных дезинформационных каналов, подконтрольных компании, находящейся в государственной собственности.

Теперь подконтрольные государству беларуские СМИ следуют их примеру. В октябре национальный телеканал «Беларусь 1» выпустил в эфир тайно записанное непроверенное видео, на котором якобы запечатлены переговоры между оппозиционером из Кыргызстана и дипломатом из ЕС о разжигании протестов «как в Беларуси».

Беларуское телерадиовещание регулярно показывает «раскаявшихся протестующих», а тех, кто не раскаялся, порочат, называя отвратительными и преступными «змагарами» – этот ярлык был взят из прокремлевских СМИ и имеет оскорбительную коннотацию, подобно термину «бандеровцы», уничижительно использовавшемуся по отношению к поддерживавшим протесты на Майдане в Украине. Беларуские государственные СМИ хорошо усвоили кремлевские инструкции.

Читайте также:

Двойные стандарты «Газпрома»

НТВ играет с огнем

Нападки российских телеканалов на правозащитников и западных дипломатов

Спрашивайте меньше: штрейкбрехеры RT заменяют бастующих беларуских журналистов