Read this article in English

Как показывает недавнее исследование Оксфордского института Интернета, контент в социальных сетях, касающийся коронавируса, опубликованный «RT» и «Спутником» в Германии, Испании и Франции, может получить большее среднее количество взаимодействий на один материал, чем авторитетные СМИ.

Например, контент «RT» и «Спутник» на испанском порой достигал количества взаимодействий на Twitter и Facebook, которое почти в 16 раз превышало полученные крупными СМИ, такими как «El Pais» и «El Mundo». Некоторые материалы «RT» и «Спутника» на французском достигали в 5 раз большего количества взаимодействий, чем контент «Le Monde» и «Le Figaro»; в Германии это количество почти в 2 раза больше, чем у «Der Siegel» и «Tagesschau».

На протяжении трех недель в мае и июне исследователи из Оксфордского института Интернета следили за распространением новостей о COVID-19 на испанском, французском и немецком языках из российских, китайских, иранских и турецких СМИ, поддерживаемых властями. Исследователи выяснили, что, хотя поддерживаемые властями СМИ Ирана, Китая, России и Турции имеют меньшую сеть распространения, чем крупные новостные агентства, и не могут сравняться с ними по общему уровню взаимодействий в сети, им удалось привлечь существенное среднее количество взаимодействий из расчета на одну статью, которое может потягаться с авторитетными СМИ.

Это показывает, как иностранные СМИ, поддерживаемые властями, способны поляризовать обсуждение в социальных сетях – которые, как это ни парадоксально, запрещены в Китае и Иране.

Поддерживая теории заговора

По выводам Оксфордского института Интернета наибольшее количество взаимодействий в сети получили связанные с коронавирусом материалы, распространяемые поддерживаемыми властями СМИ, которые являют собой смесь достоверной и ложной информации или дезинформации, направленной на попытки подорвать западную демократию, развить собственный успех и популяризовать теории заговора.

Например, «Спутник» на немецком опубликовал материал, в котором предполагалось, что США якобы занимались «опасной эпидемиологией» на постсоветском пространстве. EUvsDisinfo ранее сообщал о множестве случаев циркулирования в прокремлевских СМИ этого нарратива, направленного против Грузии, Украины и прочих стран Восточного партнерства ЕС. Оксфордский институт Интернета отмечает, что особенно китайские, но также иранские СМИ тоже связывали коронавирус с мнимыми американскими лабораториями биологического оружия.

Российское поддерживаемое властями СМИ также использовало более изощренные тактики для распространения популярных теорий заговора. Оно перепечатало заявления, что Билл Гейтс якобы работает над мерами по сокращению населения под видом кампаний по вакцинации. Хотя «RT» на немецком языке насмехалось над этими голословными утверждениями и упоминало, что Билл Гейтс стал жертвой ложных гипотез, издание, тем не менее, подробно их описало, толком не опровергнув.

Оно также воспользовалось классической технологией прокремлевской дезинформации, которая заключается в освещении заведомо дезинформационного сообщения как «мнения» без уточнения того, что утверждение ложно.

Призыв к прозрачности

В июне 2020 года Facebook объявил, что начнет маркировать подконтрольные государствам СМИ на платформе и будет блокировать их рекламу, чтобы ее объектом не становились пользователи из США. Исследование Оксфордского института Интернета подчеркивает необходимость более широкого применения таких мер.

Прокремлевские СМИ неоднократно называли эту инициативу «формой цензуры», вдохновленной «глобалистскими кругами», и даже высказывали предположение, что Facebook якобы находится под влиянием ЦРУ.