Read this article in English

Чтобы дискредитировать продолжающиеся в Беларуси протесты, прокремлевские и государственные беларуские СМИ используют один и тот же набор дезинформационных сообщений. Часто беларуских протестующих изображают как пешек, обученных и оплаченных Западом.

Беларуское государственное новостное агентство «БелТА» недавно подкрепило этот нарратив заявлением, что на финансирование протестов в Беларуси было выделено 6 миллиардов долларов. Эту огромную сумму, составляющую приблизительно 10% ВВП Беларуси, якобы перевели с помощью криптовалют.

Первоначально эта история прозвучала в вечерних новостях на государственном Общенациональном телевидении. В программе показали интервью с немецким «экспертом» Александром Сосновским, который много говорил о мнимом «кулаке Джорджа Сороса» и финансировании протестов:

«Евросоюз выделил немалые средства. Я недавно разговаривал с моим коллегой, который много лет работал в должности замминистра в Германии. По его сведениям, есть информация, что различными путями с помощью криптовалют на протестные мероприятия в Беларуси было переведено порядка $6 млрд — это гигантская сумма».

Сосновский дальше признал, что не может подтвердить эту информацию, но «она есть». А вот многие простые беларусы не согласятся.

 

Плакат: «Саша, я ненавижу тебя бесплатно»

 

То, что государственное новостное агентство и национальное телевидение обнародовали непроверенное заявление такой важности, свидетельствует не столько об отсутствии каких-либо стандартов журналистики, сколько о глубоком внедрении в подконтрольные государству беларуские СМИ прокремлевских дезинформационных методов и нарративов о «вмешательстве Запада». Это не удивляет, поскольку беларуское национальное телевидение много лет зависит от создаваемого в России контента. После президентских выборов много сотрудников государственной беларуской телерадиокомпании начали забастовку и были уволены. На их места пришли «специалисты из России». В результате государственные беларуские телеканалы теперь имеют все возможности, чтобы распространять прокремлевские нарративы и сеять сомнения в том, что митинги являются истинным массовым народным движением протеста.

Ни Сосновский, ни беларуские государственные СМИ намеренно не уточняют, кто же именно якобы совершил денежный перевод – ЕС или Джордж Сорос. Они пытаются легитимизировать нарратив, ссылаясь на анонимный источник «в правительстве Германии», и даже признают, что информация не проверена. Но для дезинформации все это не имеет значения. Неподтвержденная информация, которая «есть», не только прозвучала для беларуской аудитории в лучшее эфирное время, но и распространилась в соцсетях через такие колоритные группы, как «Россияне в Канаде», Friedensdemo-watch (на немецком языке) и аккаунты новостного агентства «БелТА».

 

Прокремлевские эксперты спешат на помощь

С начала протестов государственные беларуские и российские СМИ постепенно сближают дезинформационные позиции, утверждая, что протесты являются результатом финансируемой из-за границы «цветной революции», сценарий Майдана сейчас применяется в Минске, а за всем этим стоит Джордж Сорос.

Для подтверждения этих нарративов беларуские государственные СМИ опираются на «зарубежных экспертов», выражающих отчетливо прокремлевские мнения. Сосновский, которого беларуское телевидение представило как «известного немецкого политолога», также является известным автором материалов для «Спутника» и прочих прокремлевских СМИ; он также ранее высказывал мнение, что США якобы причастны к крушению рейса MH17 и исчезновению рейса MH370.

Наряду с Сосновским беларуские государственные СМИ пустили на конвейер прочих «зарубежных экспертов», включая бывшего украинского политика, хвалившего президента Александра Лукашенко за то, что он не поддался «истерии» из-за COVID-19; болгарскую ученую, посоветовавшую беларусам не быть наивными в стремлении к «чему-то новенькому»; и сербский ансамбль, взывающий к молодым беларусам:

«Мы тоже молодые люди и можем понять, что кому-то «надоело» иметь одного президента в течение 26 лет. Нам, неопытным молодым людям, очень часто надоедают родители, особенно если постоянно учат. Кстати, как правило, чему-то хорошему и полезному! К несчастью, обычно мы понимаем, какую защиту имели подле себя, только когда ее теряем».

Но в основном беларуский эфир заполняют различные прокремлевские комментаторы, регулярно появляющиеся на государственном российском телевидении. Среди них Николай Стариков, автор множества материалов для РИА ФАН – новостного агентства, связанного с санкт-петербургской фабрикой троллей, который заявлял, что протесты были организованы через польские каналы Telegram, ведь люди сами по себе «никуда не идут»; Константин Малофеев, на которого распространяются санкции ЕС за попытки дестабилизации в Восточной Украине; и многие другие, так называемые эксперты, которые разглагольствуют о «сценариях цветной революции» в Беларуси.

Приглашая в свой эфир такие персоналии, государственное беларуское телевидение солидаризируется с глубоко укоренившимися прокремлевскими дезинформационными нарративами, направленными против народных протестов. Тем временем полезные «зарубежные эксперты» помогают легитимизировать и укрепить эти нарративы в качестве экспертных мнений.

Несмотря на поддельных экспертов и вымышленные миллиарды, народ Беларуси продолжает мирно протестовать, требуя соблюдения своих гражданских и демократических прав.