Read this article in English

Контролируемые Кремлем СМИ защищают китайские власти от критики, сочетая дезинформацию с пропекинскими материалами.

20 апреля телеканал «Россия 1» обрушился с нападками в адрес США, защищая китайские власти от критики за их трактовку возникновения коронавирусной инфекции COVID-19.

Трансляция по телеканалу «Россия 1» прошла после переговоров Москвы и Пекина на высшем уровне.

Контролируемые российскими властями телеканал RT (Russia Today) и информационное агентство «РИА Новости» построили свои материалы в отношении коронавирусной инфекции COVID-19 по аналогичной пропекинской схеме.

«Китай, конечно, возмущен»

На телевидении Пекин защищал находящийся под санкциями ЕС телеведущий Дмитрий Киселев (изображение вверху). Он сравнил критику в отношении правительства Китая с обвинениями России в химической атаке в Солсбери и во вмешательстве в президентские выборы 2016 года в США:

«Китай, конечно, возмущен обвинениями США в сокрытии информации о коронавирусе и обсуждаемой сейчас версией, что пандемия возникла вследствие утечки вируса из лаборатории в Ухане. Доказательств никаких, а визгу много.

Подобное мы уже видели не раз. Например, когда Россию обвиняли во вмешательстве в американские выборы, или когда российские спецслужбы обвинили в отравлении семьи Скрипалей в Великобритании. Никто никаких доказательств не предъявил до сих пор».

Как мы уже подчеркивали в Обзоре дезинформациифактологически неверно утверждать, что нет никаких доказательств ответственности России за вмешательство в американские выборы и нападение на Сергея Скрипаля и его дочь. Оба эти заявления являются ключевыми в продолжающейся прокремлевской дезинформационной кампании.

Пропекинские материалы от «РИА Новости» и RT

В течение нескольких дней после выступления Дмитрия Киселева на телеканале «Россия 1» агентство «РИА Новости» опубликовало несколько пропекинских новостных сообщений о коронавирусной инфекции COVID-19 под следующими заголовками:

«Китайское СМИ развеяло мифы о COVID-19»; «Биолог усомнился, что летучие мыши стали причиной пандемии»; «Чтобы сохраниться, Америка должна стать Китаем»; «Китай заявил, что в стране нет рынков, где торгуют дикими животными»; «Китай оценил подход России к вопросу о происхождении коронавируса» и «МИД осудил попытки возложить на Китай и ВОЗ ответственность за пандемию».

В тот же время телеканал RT опубликовал пропекинские материалы на своем англоязычном сайте под следующими заголовками:

«„Что скрывают США?“ — Пекин подвергает резкой критике реакцию Вашингтона на вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 и „отчаянные“ попытки обвинить Китай»; «МИД: Китай — жертва, а не организатор дезинформационной кампании в отношении COVID-19»; «Вмешательство „не увенчается успехом“: Пекин опровергает обвинение Помпео в „использовании“ кризиса, связанного с COVID-19, для усиления влияния в Южно-Китайском море» и «Пекин отвергает „беспочвенные вопросы“ Австралии по поводу борьбы с коронавирусом».

Прокремлевский нарратив очевиден: Москва и Пекин «находятся в одной лодке» как жертвы якобы несправедливых обвинений со стороны Запада.

Скоординированные нарративы СМИ

Материалы, публикуемые и транслируемые крупнейшими российскими СМИ, включая телеканалы «Россия 1» и RT, а также новостное агентство «РИА Новости», координируются централизованно на регулярных встречах представителей Кремля и топ-медиаменеджеров.

Независимые российские журналисты описали, как верхушка Кремля управляет нарративами ведущих российских СМИ.

Практика передачи инструкций сверху по освещению различных тем описана уже крайне подробно, начиная с материалов о протестах в Москве до сообщений о юбилее королевы Англии.

Среди наиболее ярких примеров — случай, когда возможная путаница с такими инструкциями привела к сообщению о 146% явке на выборах в одном из регионов России.

Совсем недавно независимое интернет-издание «Медуза» сообщило о том, что дезинформация в отношении премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона является результатом централизованных скоординированных действий в штаб-квартире новостного агентства «РИА Новости» в Москве.

Изображение вверху: Youtube, скриншот телепередачи на канале «Россия 1».